?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Счастливое стечение обстоятельств и особенно кейли-вечеринка напомнили мне, что я выложила еще не все свои статьи по ирландским танцам. Так что продолжаю выкладывать.

Майкл Флэтли и «Кельтский тигр»

 

-Красиво плывут

-Кто?

-Вот та группа в полосатых купальниках

Из фильма «Полосатый рейс»

 

То, что самый известный в мире танцор ирландских танцев - американец, во многом символично. История сыграла с Ирландией не одну злую шутку. В незапамятные времена ирландские барды пели о загадочной западной земле, обещающей блаженство, и о смелых мореплавателях, ищущих путей к ней. В начале 21 века шоу Майкла Флэтли «Кельтский Тигр» окончательно превратило кельтскую мечту в мечту американскую.

 

Майкл Флэтли родился в 1958 г. в Чикаго в семье ирландских эмигрантов, и детство его было нелегким, о чем он любит упоминать в интервью. А еще он любит рассказывать о том, что именно его родители привили ему трудолюбие и крайнюю целеустремленность. И в это сложно не поверить: в юности Майкл достигает успехов в боксе и в игре на флейте. А в 11 лет (слишком поздно: его даже не хотели брать) он начал заниматься ирландскими танцами и уже через пять лет поставил мировой рекорд по степу, совершив 28 ударов в секунду. В 16 лет Флэтли становится первым американцем, которому удалось победить на всемирном чемпионате по ирландским танцам. Впрочем, эти достижения не сделали его всемирной знаменитостью, потому что ирландские танцы в те времена не пользовались особой популярностью. В Ирландии и особенно в Америке, в среде ирландской эмиграции, существовали школы, проводились фестивали и конкурсы, но мир дремал и не обращал внимания на прыжки девочек в смешных платьицах и кудрявых париках. Но в 1994 году именно Флэтли удалось достучаться до сердец миллиона зрителей. Впрочем, он сделал это не один.

 

Идея «Риверданса» принадлежала продюсеру Мойе Догерти, которая, будучи дочкой учительницы ирландских танцев, но не умея танцевать, обладала при этом отменным чутьем. Увидев в шоу «The Spirit of Mayo» темпераментного Флэтли и красавицу Джин Батлер (тогда они танцевали в разных номерах), Мойя захотела составить из них пару, а также создать для них «фон» из многих танцоров, выстроенных в один ряд. Из этой идеи вырос 7-минутный номер для конкурса «Евровидение», который происходил в 1994 году в Дублине.

 

Успех этого короткого выступления был ошеломляющим, и Мойа поняла, что напала на золотую жилу. Она немедленно стала работать над самостоятельным шоу «Риверданс», центром которого должна была стать уже звездная пара Джин Батлер и Майкл Флэтли. Вырабатывая концепцию шоу, Мойа и ее коллеги решили соединить в рамках одного проекта ирландские танцы и музыку с танцами других стран и пригласили танцоров, певцов, музыкантов из Ирландии, Британии, России, Испании и США. Разные танцы и разные культуры спорили друг с другом и дополняли друг друга, контрастируя, сливаясь и переплетаясь... Особенно выразительным вышли сочетания трех разновидностей степа: ирландского, американского и испанского (фламенко). Не осталась без внимания и тема ирландской эмиграции, которая приняла формы мучительного расставания с родными берегами и теми, кто остается там, и последующего обретения себя в новом мире.

 

Многослойный и кросскультурный «Риверданс» был обречен на успех, причем на успех мгновенный и безоговорочный. Во время подготовки шоу Майкл Флэтли проявил себя как талантливый хореограф, однако его собственное видение подачи ирландского танца на большой сцене не во всем совпадало с мнением продюсеров и режиссеров. Со временем он стал вести переговоры о том, чтобы ему полностью вверили  художественную сторону шоу (artistic control), но когда ему было в этом отказано, танцор ушел из «Риверданса».

 

Уходя из шоу, Флэтли полагал, что замены ему не найти. К счастью, известный танцор ирландских танцев Колин Данн справился с этой задачей безупречно, а по мнению некоторых, даже лучше самого Флэтли. Джин Батлер призналась в одном из интервью, что танцевать с Колином ей легче, потому что он больше отдает партнеру, чем эгоцентричный Майкл. «Риверданс» продолжал с успехом гастролировать в Ирландии и Британии, а также за их пределами. Мир просыпался от дремы, и спрашивал себя, почему он раньше не обращал внимания на ирландские танцы. «Эти самые, там, где стучат»…

Популярность их стала стремительно расти, а вместе с ней – популярность ирландской музыки и кельтской культуры. Школы ирландских танцев начали появляться одна за другой в самых разных уголках мира. Естественно, в таких условиях Майклу Флэтли была прямая дорога создавать собственное шоу. И когда зрители увидели «The Lord of the Dance» стало ясно, что не удовлетворяло Флэтли в «Ривердансе». Очевидно, в «Ривердансе» было слишком мало самого Флэтли. Шоу «The Lord of the Dance» компенсировало это «досадное упущение» с лихвой: Флэтли там выступает не только герой-спаситель Ирландии, Борец со Злом и Защитник слабых. Сама заглавная тема – «Господин Танца» – взята из известного религиозного гимна, посвященного Иисусу Христу. Таким образом, спасительная деятельность героя распространяется на все человечество...

 

Но как бы там ни было, «The Lord of the Dance» имел громадный успех, и, несмотря на то, что шоу было закручено вокруг непомерного эго своего создателя, стоит признать, что успех его был совершенно заслуженным. Как и в «Ривердансе», Флэтли проявил себя как виртуозный хореограф, для шоу был написан прекрасный саундтрек и сделаны впечатляющие декорации, все было выдержано полностью в «кельтских тонах». Шоу производит более цельное впечатление, чем «Риверданс» и более эмоционально насыщено, хотя при этом теряется тонкость и полифоничность творения Мойи Догерти. Все это, только еще с большим размахом, с «бурей и натиском», Флэтли повторил в шоу «Feet of Flame», где его ноги, отбивавшие порой и больше, чем 28 ударов в секунду, высекали теперь искры из пола на глазах у многотысячной аудитории...

 

После своего громкого триумфа Майкл Флэтли объявил об уходе со сцены... Другие продюсеры и танцоры создавали новые шоу: кто-то шел путями, протопанными резвыми ногами «Господина Танца», кто-то искал свой подход к ирландскому танцу на большой сцене. Дуэт Джин Батлер и Колина Данна оказался весьма плодотворным, и после ухода из «Риверданса» танцоры создают свое совместное шоу «Танцы на опасной земле», основанное на древней ирландской легенде об истории любви Диармайда и Грайне. И «Риверданс» с обновленным составом и программой, и шоу Флэтли продолжали успешно гастролировать по миру, который уже не спал, и история ирландских танцев шла своим чередом...

 

И вот в 2005 году, через 10 лет после ухода Флэтли из Риверданса, 46-летний танцор выдает новое шоу – «Кельтский тигр». Самое выражение «Celtic Tiger» взято, как ни странно, из экономики: так стали называть Ирландию в годы ее резкого экономического роста, по аналогии с «азиатским тигром», как называли некоторые страны востока в период их роста. Сознательно ли Флэтли взял такое название для танцевальной постановки, - неизвестно. Но, совершенно неожиданно, у него вышло нечто большее, чем танцы: этим шоу Флэтли открыл миру свое видение истории Ирландии.

История Ирландии – это история многовекового сопротивления тем, кто покушался на ее свободу, сопротивления зачастую неудачного, трагичного. В ирландском характере достаточно меланхолии, фатализма, духовного паралича. Но с другой стороны, тем, кто не переставал бороться, присущи накопленные веками агрессивность, неудержимость, безумная энергия («дикая энергия», как назвали бы ее М. и С. Дяченко).

«Дикая энергия» находит много выражений, и порой приходится искать способы ее усмирения или направления в определенное русло. Особенно много усилий прилагает к этому религия и в первую очередь христианство. Ирландия рано стала христианской страной, ее миссионеры отличались крайней фанатичностью и праведным пылом – именно они основывали первые монастыри в Британии и обращали в христианство огромное количество разнообразных племен. Самих же ирландцев, согласно традиции, в христианство обратил Святой Патрик. В шоу «Кельтский Тигр» метафорично обыгрывается известная легенда о том, как он изгоняет из Ирландии змей: змеи в виде соблазнительных женщин представляют собой искушения и крайности, которые, с точки зрения христианства, недопустимы. Избавиться от них – это тоже, возможно, шаг к свободе. Для шоу Флэтли, который в своих предыдущих шоу представлял из себя любвеобильного героя, это нечто новое, и надо сказать, более подобающее «Господину Танца». Эта тема развивается позднее в шоу, когда Флэтли является в роли католического священника, молящегося за страдающий ирландский народ и приносящего себя в жертву....

Видимо, именно носителей такой энергии – одновременно и дикой, и контролируемой, называет «кельтскими тиграми» Флэтли, который и сам, бесспорно, унаследовал «дикую» струю ирландской крови. Их историю танцор и его команда рассказывают посредством своих танцев. Вот только история выходит странная и, на первый взгляд, неадекватная. На вопрос, который постепенно оформлялся у меня в голове во время просмотра шоу – воспевает ли Флэтли ирландскую историю или издевается над ней, я так и не могу ответить.

Непонятно, почему в первом же номере, названном «Сердцебиение тигра», танцоры одеты в римские одежды, а сам Флэтли изображает то ли полководца перед битвой, то ли гладиатора на арене. Римляне были одними из первых, кто покорял кельтов и завоевывал их земли, но Ирландия – одна из немногих стран Европы, которая избежала участи большинства. Кельтские Галлия и Британия покорились Риму, но завоевывать западный остров Ибернию римские легионы просто не пошли. Видимо, решили, что оно того не стоит. Поэтому особенно удивляет, что у кельтского тигра римское сердцебиение...

Непонятно, почему нападение викингов у Флэтли превращается в общенародное веселье. Если римляне решили не трогать окраинную Ибернию, то викинги прошлись по ней огнем и мечом, оставив первые шрамы на кельтской гордости.

Непонятно, что делает в шоу  с претензией на отображение истории композиция «Сад Эдема» с гламурными бабочко-фэйри, которые оказались бы больше к месту на детском утреннике...

И, тем не менее, идея становится более прозрачной, когда на сцене появляются главные враги «кельтских тигров» - англичане. Тут все узнаваемо и понятно: красные мундиры, «Rule Britannia», голод, Пасхальное восстание 1916 года, кровавый футбольный матч и, непременно, танец пьяного, но неукротимого ирландца... Все, как в учебнике истории, порой довольно пронзительно и прочувствовано – даже заставляет заново проникнуться невезением ирландцев, которым достались англичане в качестве «next door» соседа. И, тем не менее, все это воспринимается как прелюдия. Прелюдия к «Основной и Главной» главе ирландской истории. Американской главе. Недаром вся история Ирландии до получения независимости полностью умещается в первый акт шоу.

В «американской» части шоу, во втором акте, кельтский тигр меняет расцветку, добавляя звезды к полосам, от которых очень быстро начинает рябить в глазах. «Плавильный котел наций» превращается в плавильный котел танцев, и полосатые «кельтские котята» выходят на охоту. Но, хотя мне лично американская эстетика, гангстерская романтика и янки-патетика абсолютно чужды, не могу не признать, что есть в этом всем правдивость, от которой не отмахнуться. И дело даже не только в том, что Америка действительно дала шанс выжить и обрести себя миллионам ирландцев. Речь идет об актуальности звезд и полос для диких тигров любой национальности. Как это не печально, но стоит признать, что сегодня для выживания нужно уметь делать то, что сделала в шоу «скромная ирландская стюардесса». А именно – сделать стриптиз и продемонстрировать наличие под одеждой звездно-полосатого купальника. Во всяком случае, именно это делает сегодня Ирландия, и я не берусь ее судить. Возможно, некоторым утешением для нее является тот факт, что уже не такой «Великой» Британии сегодня приходится делать то же самое...

Возможно, Флэтли искренне рассказал эту историю, как он сам ее видит. По крайней мере, он искренен в своих танцах, как и в своей игре на флейте, особенно в красивой композиции с ожившей картиной. И пусть про его шоу и нельзя сказать, что оно заставляет ожить картины подлинной ирландской истории, но во всяком случае, оно заставляет вспомнить, задуматься и возможно, не согласиться; оно помещает танцы в культурный контекст.

Вот только почему-то возникает навязчивая идея спасти ирландские танцы из этого контекста. Хочется найти розу, утраченную в композиции «Lost Rose», снова смотать в клубок нить только что рассказанной истории и начать сначала, рассказать ее иначе. Станцевать ее иначе.

Но как? Где найти следы шагов утраченных танцев? Куда не глянешь, везде следы полосатых лап кельтских тигров…

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
keytaro_kun
Oct. 31st, 2007 10:29 am (UTC)
Большое спасибо за статью.
linda_lotiel
Oct. 31st, 2007 01:49 pm (UTC)
welcome :)
aldanare
Oct. 31st, 2007 10:43 am (UTC)
Статья отличная. Спасибо, Линда!

Кстати - меня, наверное, в этом сообществе сейчас закидают тапками, но самовлюбленный душка Флэтли мне куда милее Колина Данна, который, может, и танцор супер-мега, но на сцене вести себя не умеет, зрителей боится и лицо делает страшное. Неудивительно, что Джин его так хвалит - ей на фоне этой серости куда проще блистать, чем на фоне Флэтли, который затмевает всех - так уж он устроен. :)
hisiloki
Oct. 31st, 2007 11:17 am (UTC)
+1 :)))))))))
может и не закидают, о вкусах же не спорят :)
hisiloki
Oct. 31st, 2007 11:20 am (UTC)
И да, спасибо за статью. Хотя в ней больше истории, чем анализа самих шоу. Жалко, что ты написала так мало личных откликов, ведь они у тебя есть, я знаю:)
Нужно будет где-нибудь найти шоу с тиграми и посмотреть, а то что-то я отстала от жизни...
linda_lotiel
Oct. 31st, 2007 01:55 pm (UTC)
а есть потребность именно в личных? Я наоборот стараюсь подавлять личное в статьях такого рода.
hisiloki
Oct. 31st, 2007 02:12 pm (UTC)
Тут дело личных предпочтений :)) Я люблю читать либо совсем уж оригинальные статьи, либо личные впечатления. Я тебя знаю, знаю твои вкусы, ты мне интересна, соответственно, мне интересно узнать твое мнение о... Все логично:)

Что оригинального должно быть в статье, тяжело объяснить. Что-то вроде попытки анализа устройства современного общества с точки зрения фильма "Звездная пыль", которую сегодня вычитала у Каганова.
linda_lotiel
Oct. 31st, 2007 01:54 pm (UTC)
не забросают, тут много любителей Флэтли. И это понятно. Ну велик он, что уж тут поделаешь :)
Ну, а я предпочитаю Данна и "Танцы на опасной земле", но тапки по этому поводу в руки брать категорически отказываюсь :)
aldanare
Oct. 31st, 2007 03:00 pm (UTC)
Ну с кем не бывает :) просто мне доводилось слышать восторженные взвизги насчет того, что, дескать, Флэтли - попса, а вот Данн и его "Танцы..." - это труЪ и ваще... Посмотрев танцы, я убедилась в своей глухой и непроходимой попсововсти :)
chani_82
Oct. 31st, 2007 11:55 am (UTC)
Чего у Флетли не отнимешь, так это харизмы - танцоров хороших много, но он такой один. Именно он, я думаю, зажег во мне страсть к ирландским танцам. Когда я увидела Риверденс на церемонии вручения Оскара, то была потеряна для общества навсегда :) А ведь это было не вживую, а по телеку!
linda_lotiel
Oct. 31st, 2007 01:56 pm (UTC)
не отнимешь, не отнимешь :) Незачем даже и пытаться.
selja26
Nov. 2nd, 2007 08:24 am (UTC)
Где его можно увидеть? :) нужно же обращаться к истокам!!
tigra_kiev
Oct. 31st, 2007 02:39 pm (UTC)
спасибо за статью!
много чего знал, но есть и неизвестные моменты. особенно про "Тигра"

p.s. а зря Миша к себе Джин не взял. Очень красивая женщина. Вс е солистки которые были с каждым шоу всё страшнее и страшнее менее симпатичнее
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

shannon_river
Школа ирландского танца «Shannon River», Киев
Школа ирландского танца «Shannon River», Киев

Latest Month

November 2012
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930